Производители экономят на качестве сырья

Производители экономят на качестве сырья

5024
ПОДЕЛИТЬСЯ

В связи с уменьшением покупательского спроса, производители начали поставлять продукцию из более дешевого сырья, снижать издержки на производство упаковки товара и рецептуру.
Как отразятся данные изменения на качестве продукции?

В связи со сложной экономической ситуацией и снижением покупательской способности, логичным шагом для большинства производителей является работа над издержками, — оценивает ситуацию Марина Петрова, эксперт молочного рынка:

— Производители базовых молочных продуктов (молоко, кефир и т.д.) предлагают более дешевые упаковочные решения, в большинстве своем, сохраняя прежний уровень качества. Ключевой проблемой отрасли является производство сыра и сливочного масла, в структуре себестоимости которых превалирует сырьевая составляющая.

Например, для производства 1 кг полутвердого сыра требуется порядка 10 литров высококачественного молока-сырья. По данным Росстат, поголовье крупного рогатого скота в России за первые 5 месяцев сократилось почти на 2 %, страна снова сталкивается с дефицитом качественного молока в достаточных для промышленной переработки объемах.

Недостаток молока и достаточно высокие цены на молоко-сырье по сравнению с мировыми, низкий и нерегулярный объем государственной поддержки, а также снижающийся спрос подталкивают производителей к фальсифицированию продукции. Таким образом, на полках магазинов покупатель видит сырный продукт, реализуемый как сыр и сливочное масло без животного жира.

Стоит отметить, что при производстве молокоемких продуктов снижение затрат возможно при экономии на эффекте масштаба, внедрении автоматизированных линий, сокращении ручного труда, но все это работает, когда страна экспортирует продукцию. К сожалению, Российская Федерация является крупнейшим импортером сливочного масла и сыра, для восстановления отечественного сыроделия и маслоделия потребуется более 5 лет при условии внедрения комплексных механизмов по восстановлению сельского хозяйства».

Производители продовольственных товаров сегодня испытывают ощутимые проблемы, спрос упал на 30% в 2015 году, — высказывает мнение Татьяна Сапрыкина, независимый финансовый директор:

— Использование более дешевого сырья обязательно приведет к ухудшению качества готовой продукции. Нужно экономить не на сырье, а оттачивать и совершенствовать технологии. От того, что производители изменят ингредиенты с дорогих на более дешевые выручка не увеличится. Через совсем небольшой промежуток времени потребители поймут, что товар не качественный и не будут его приобретать.

С ней соглашается и Андрей Коптелов, директор Центра экономических исследований Университета Синергия:

— У производителей сейчас нет выбора, большинство потребителей начинают выбирать по критерию более низкой цены, что требует снижения затрат на всех этапах производственного цикла. Используются дешевые заменители, минимизируется заработные платы производственного персонала, отказываются от красочной упаковки — все это для того чтобы выставить свой товар в нижнем ценовом сегменте.

Вдобавок, розничные сети со своей стороны очень негативно относятся к повышению цен, а импортные комплектующие и средства производства увеличивают свою стоимость вслед за долларом. Снижая стоимость, производителю придется жертвовать качеством. В ближайшее время рынок дифференцируется — будет зарубежное и дорогое для VIP сегмента, а также дешевое и невысокого качества для основной массы покупателей.

Если данное высказывание оценивать, применительно к рынку сырно-молочной продукции, то ситуация будет несколько иной, — поясняет генеральный директор ОАО «КАРАТ» Павел Розенфельд:

— В связи с политикой импортозамещения спрос на отечественную продукцию растет, но производственный цикл стал дороже и сложнее. Во-первых, сейчас наблюдается высокая конкуренция на рынке сырья, в этой связи растут входящие цены. Одновременно с этим появляется большое количество фальсифицированной молочной продукции. Совет покупателям — внимательно смотрите на состав той продукции, которую вы привыкли покупать.

Для иллюстрации приведем пример. Сегодня мы получили письмо от нашего постоянного покупателя, который написал через прямую линию московского завода плавленых сыров «КАРАТ» предупреждение о том, что под брендом «Дружба» другой производитель (не будем его называть из соображений этики) выпускает аналогичный продукт – плавленый сыр «Дружба» с практически идентичным дизайном упаковки. Однако в составе этого продукта присутствует заменитель молочного жира, крахмал кукурузный, модифицированный и другие малоприятные вещества. Вот она — явная экономия на потребителях.

Несмотря на эту тенденцию, стоит отметить, что не каждый производитель идет по такому пути. Мы, например, снижаем свои издержки, потому что располагаем грандиозным опытом работы на молочно-сырном рынке, не один десяток лет работаем с российским сырьем и понимаем возможности всех технологических процессов.